Почему Дэвид Боуи никогда не умрет
Передал ли какой-либо другой артист больше творческой свободы своим поклонникам? Спустя три года после смерти Дэвида Боуи, наш обозреватель Люси Джонс размышляет о бессмертном наследии музыканта.
Дэвид Боуи покинул Землю три года назад (10 января), в этот вторник (8 января) ему исполнилось бы 72 года. Но в отличии от всех легенд мира музыки, умерших в последнее десятилетие, Боуи все еще кажется невероятно живым, будто он с нами все это время – все благодаря как интернету, так и альтернативным мирам, которые он сотворил и которые все еще существуют для его фанатов.
Полагаю, большинство открыло (или откроет) для себя Боуи в подростковом возрасте, и именно нам он сказал следующее: вы можете быть теми, кем захотите. Необязательно быть только таким, как надо, таким мальчиком или такой девочкой. Ты можешь быть как чудаком, бунтарем, так и тихим и отчуждённым. У тебя могут быть обычные русые волосы или огненно-красная шевелюра; ты можешь нарисовать себе золотой круг на лбу. А потом поменяться.
Его влияние и вклад в культуру заходят далеко за пределы простого сочинения музыки. С самого первого сингла, который он выпустил сразу после смены имени с Дэвида Джонса на Дэвида Боуи – великолепного “Can’t Help Thinking About Me”, описанного им как «замечательный образец солипсизма» - Боуи познавал экзистенциализм и самого себя, как в рамках земных культурных бинарностей, так и вне их, в космическом измерении, благодаря своим увлечениям внеземной жизнью и научной фантастикой. Он изучал вопросы идентичности и перевоплощения - главные болевые точки большинства подростков – сталкивался с ними, бросал вызов устоявшимся образам и стандартам.
Побеждая собственное, по его же словам «провинциальное проклятье», он побуждал несколько поколений подряд следовать своему примеру. Нередко он повествовал об одиночестве и отчужденности, об ощущении, будто ты упал на Землю и совершенно без понятия, что здесь происходит. Можно как оставить все, как есть, упиваясь нигилизмом, так и попробовать найти выход в общении. Какой из артистов открывал своим фанатам такие просторы для творчества? Или имел столько же глубоких и многозначительных открытий в области идентичности? Боуи воспринимал себя и свою жизнь серьёзно, словно предмет исследования, но, что немаловажно, в то же время избегал вызывающей усталые вздохи претенциозности, добавляя в свое творчество и общий образ горстку юмора и каплю дуринки (“The Laughing Gnome”, слыхали?). Он также глубоко анализировал сам себя. По его словам, он начал надевать костюмы, потому что был не уверен, есть ли у него вообще индивидуальность. «Я всегда нуждался в том, чтобы быть чем-то большим, чем просто человек».
Собственно говоря, его наследие продолжает жить, потому что он изменил то, как люди воспринимают себя и мир вокруг. И это не кратковременный эффект. Меняясь и переходя от одного к другому, я часто думаю о его уникальности и могущественности; я перенимаю его силу духа для того, чтобы упорно идти вперед. Больше старайтесь быть такими, как Боуи. Ни от одного артиста я не получаю столько всего, и надеюсь, что так будет всегда. Ведь многие идеи и ценности, которые мы прививаем себе в подростковом возрасте, проходят в дальнейшем через всю нашу жизнь.
Думаю, впечатления от знакомства с Боуи сегодня у подростков совсем иные, чем у тех из нас, кто начал восхищаться им при жизни. Благодаря технологиям и медиа, ребята в 2019 имеют больше точек соприкосновения и материала, чем было у меня в девяностые. К примеру, возьмем новое приложение с дополненной реальностью David Bowie Is, знаменитую выставку 2013 года в музее Виктории и Альберта, что прекрасно отображает его дальновидность в вопросе технологий: не забываем 1998, когда Боуи запустил собственную соцсеть, BowieNet. Фаны теперь могут подробно рассмотреть его костюм с лесными животными или от руки написанные слова к песне “Starman”.
Загуглите о Боуи на этой неделе, и вы, вероятно, наткнетесь на видеозапись живого выступления, где Боуи поет “Hurt” с Nine Inch Nails в 1995 – чего я никогда ранее не видела – которая стремительно набирает популярность. Хотите узнать о Боуи с его слов? В архиве BBC Radio 4 найдутся размышления и интервью. О, а вот кто-то запостил в Твиттере фото 1979 года с ним, выглядящим невероятно красивым в японском метро. А вот его фото с полицейского участка. Господи, даже здесь он выглядит круто. Прочла ли я все его любимые книги? Взглянем-ка. (В опроснике Пруста, который снова гуляет просторами Интернета, он указал, что источник чистой радости для него – чтение). Ах, еще мельком послушаю прекрасную передачу Адама Бакстона на BBC Radio 6 Music, посвященную Боуи.
Конечно, это не сравнится с живым концертом, но сама сущность Боуи, как и все то, за что мы его так любим, все так же живо. Мне повезло увидеть его на Уэмбли во время последнего тура в 2003, но идейная составляющая вправду осталась со мной дольше всего.
Несмотря на то, что Боуи умер сравнительно рано, он все же значит так много для стольких людей на самых разных жизненных этапах. Страдающие алкоголизмом или другими зависимостями могут вдохновляться его сдержанностью. Обреченные на смерть могут черпать силы из его прощального альбома, Blackstar, записанного, пока он боролся с раком печени. Мне всегда казалось, что слова из “Word on a Wing” как раз относятся к странному замешательству, порожденному определенным видом религиозного воспитания. Боуи писал о влечении, злости, депрессии, боли. Он писал о жизни – с такой любовью к ней, которая возносит его в вечность. Как написала Иман на этой неделе, #BowieForever
перевод: Stacy Neumann
#DavidBowie #ДэвидБоуи #article@goldenyears